Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

В 1943 году немцы собирались возвести защищенное укрытием сборочное предприятие на берегах реки Везер в Фарге, под Бременом. Согласно специальному заказу, следовало создать производственный комплекс для сборки лодок XXI серии. По существу это была огромная сборочная линия: лодки проходили через несколько этапов сборки, и в конце этого цикла их перемещали в «мокрый» док, а затем выводили из бункера в реку Везер.

----------------------<cut>----------------------

Основные цеха, предназначенные для сборки лодок XXI серии, находились на судоверфях Blohm & Voss в Гамбурге и AG Weser в Бремене; больше всего лодок выпускала Blohm & Voss. Эта судоверфь стала объектом постоянных налетов союзных бомбардировщиков, и в итоге ей был нанесен серьезный ущерб. В итоге основные работы по сборке новейших лодок планировались производиться на судоверфи AG Weser, для защиты которой было начато строительство бункера «Валентин».

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Строительные работы закончились 7 апреля 1945 года, к этому моменту бункер был готов примерно на 90 процентов. Если бы его возведение удалось довести до конца, он имел бы важнейшее значение.

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Для размещения сборочной линии ПЛ XXI серии было решено использовать одно из самых крупных и мощных укрытий «Valentin» вблизи Бремена. Это укрытие имело длину 450 м и ширину 100 м. Толщина его бетонных стен достигала 3-4,5 м, перекрытий — до 7,3 м, что позволяло выдерживать удары десятитонных авиабомб. Внутри укрытия, как на автозаводе, был организован сборочный конвейер с тринадцатью построечными позициями, каждая из которых предназначалась для выполнения определенных операций. Перемещаясь от одной позиции к другой, лодки собирались из блоков и последовательно доводились до спусковой готовности. В конце сборочная линия выходила в док-камеру, в которой ПЛ спускались на воду. На последней 13-й позиции у стенки достроечной набережной проводились завершающие строительные операции, выполнялись вывеска и кренование лодок.

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Для проведения ходовых испытаний ПЛ выводились из укрытия через бронированные двери и по реке Везер выходили в Северное море. Согласно строительному графику, вывод готовых ПЛ XXI серии из укрытия «Valentin» должен был производиться через каждые 56 часов.

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Однако полностью реализовать намеченные планы и организовать строительство ПЛ XXI серии в бункерах-укрытиях немцам не удалось. К тому же в конце марта 1945 г. английские летчики сумели поразить «ахиллесову пяту» укрытия «Valentin» — район 5-й и 8- й построечных позиций, где толщина перекрытия была минимальна и составляла 4,5 м. Две десятитонных авиабомбы окончательно остановили сборочный конвейер «электролодок».

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»

В результате воздушного налета Королевских ВВС 30 марта 1945 года было сброшено 15 бомб «Толлбой», шесть из которых попали в бункер. Часть из них пробила недостроенное сооружение, но внутри повреждения оказались незначительными.

Бремен , Бункер «ВАЛЕНТИН»